Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация.

Наверняка многие помнят мою первую статью, своеобразный предобзор вилки, основанный на первых впечатлениях и проблемах с которыми я столкнулся сразу после покупки. Обзор получился очень неоднозначный, несколько резкий, и вызвал недовольство отдельных людей. Однако время все ставит по своим местам, многие проблемы, о которых я писал, подтвердились. Выявились как хорошие, так и плохие стороны. Моя задача объективно описать то, что есть.

Manitou Mattoc Pro
Не смотря на то, что поступали многочисленные просьбы и вопросы пользователей, я сознательно не писал отчет раньше. Адекватный взгляд на вещи требует опыта, а на опыт нужно время. В течение лета я тестировал вилку в разных условиях, с разными настройками и маслами, и вот наступил момент, когда со спокойной совестью можно написать свои впечатления.
банное
Банное
Итак, начнем…

1. РАБОТА ВИЛКИ
Как говорится, все познается в сравнении. Оценивая работу Мотыги, я сравнивал ее с тем, что у меня есть, это ManitouDoradoи RockShoxSector. Несмотря на то, что Doradoпринадлежит к совершенно другому классу, буду сравнивать с ней, так как производитель заявлял, что мы получим работу Dorado в однокороной версии. Посмотрим, что из этого вышло.
Первое что надо сказать о работе Mattoc, она не плюшевая. Такой мягкой и отзывчивой работы, как у Dorado, нет. В тех местах, где Dorado едет как по ровному асфальту, на Mattoc мелкие камешки и корни отчетливо отдаются в руль, ощущается мелкая тряска и вибрация. В плане отработки мелочи Mattocчуть лучше, чем RockShoxSector. Честно говоря, в этом я ожидал от вилки чего-то большего. Точнее именно того, что нам обещали, плюшевости Dorado. А вот не вышло. Чтоб добиться чувствительной работы вилки. мне пришлось существенно изменить конструкцию. Но об этом позже…
Однако, не плюшем единым жива вилка. Невнятная работа не мелочи компенсируется отличной работой на крупных неровностях. Отличная стабильность, предсказуемость и управляемость. В этом Mattoc действительно близка к Dorado. Демпфер вилки очень энергоемкий и дает отличное ощущение контроля и ощущение связи с трассой. На скорости Mattoc будь-то просыпается, и показывает себя просто отлично, если не обращать внимание на мелкую тряску. Кажется, что в ней ходу больше чем есть на самом деле. Это как раз то, чего мне так не хватало у RockShoxSector, с его вялой и унылой работой на больших скоростях. В этом плане вилка полностью оправдала надежды. Очевидно, что вилка делалась не для любителей вялой езды и поборников плюша.
Так же хотелось бы сказать пару слов относительно работы воздушной пружины. Первое, что я ощутил, то, что она излишне линейна. Если резко вжать вилку руками, то она срабатывает до отбойника. Регулировка антипробоя меняет ситуацию, но не кардинально. Прожать вилку до упора не составляет труда. На скорости, конечно, работает компрессия демпфера, и вилка не пробивается, даже на жестких темах, но немного прогрессии на последних 30-40мм ходу, на мой взгляд, совершенно бы не помешало. Наверно это не хорошо и не плохо, просто оно так, и каждый сам решит, нравится ему или нет.
Итак, подводя итоги, по работе ManitouMattoc, то можно сказать следующее:
+ отличный контроль и предсказуемость работы на больших скоростях, стабильность и управляемость;
— недостаточно отзывчивая работа на мелочи.
Кому и что важнее, решать не мне.

2. РЕГУЛИРОВКА И НАСТРОЙКА
Сначала сухая статистика, что мы имеем покрутить в данной вилке:
— скорость отскока;
— низкоскоростная компрессия (НСК);
— высокоскоростная компрессия (ВСК);
— антипробой;
— жесткость пружины.

Начнем по порядку, регулировка отскока имеет 10 щелчков, это около 1,5 оборота. В целом нормально, но хотелось бы более плавного регулирования, хотя бы оборота 3. Были моменты, когда плюс один щелчек слишком медленно, а минус один слишком быстро. В целом никто не запрещает пользоваться промежуточными положениями, но хотелось бы большего диапазона.
Теперь рассмотрим компрессии. Я намеренно не буду их разделять, потому, как в традициях Manitouони работают в паре. Одну из компрессий отдельно крутить бесполезно, разница неощутима, надо подбирать баланс обоих. Строго говоря, если закрутить ВСК и открыть НСК то разницу в работе ощутить почти невозможно. Может быть на большой скорости, на каком то большом бугре, или дропе, как-то, что-то… но реальные изменения в работе ощущаются только если крутить и настраивать обе регулировки. Диапазон невелик, но достаточен, изменения ощутимы.
Чего не хватает лично мне, так это возможности быстрой блокировки вилки. Если закрутить обе компрессии, то можно немного задавить раскачку на апхилах, но поворота одной НСК явно не достаточно, раскачка остается. А постоянно крутить обе компрессии туда-сюда надоедает. В этом контексте не совсем понятно, зачем на НСК предусмотрено крепления тросика монетки. Если ВСК в приоткрытом положении, толку от НСК, для подавления раскачки, нет никакого.
Еще один момент, который не понравился мне, это всего 4 положения регулировок компрессии. Изменение на одно положение дает слишком сильное изменение работы вилки. Хотелось бы один полный оборот и положений 10, но это относится скорее к придиркам.
Про антипробой можно сказать лишь то, что он работает. Я закрутил его в крайнее закрытое положение, и больше не трогал. Учитывая линейность пружины, не думаю, что стоит его открывать. По моему мнению, даже не было нужды выносить регулировку наружу, в крайнем случае, могли обойтись внутренней.
Теперь, что касается воздушной пружины, она является конструктивной копией пружины от Dorado, со всеми преимуществами и недостатками. Но в отличии от Dorado она излишне линейна. Это связанно с большим остаточным объемом, и большой негативной камерой. Рекомендации производителя по давления, для меня, даже близко не подходили. Накачивая по таблице, я получал СЭГ в 40-50%, и постоянную работу до отбойника. Под мои82,5 кг живого веса, давление в пружине было в районе 90-100pci. СЭГ при этом приходит в норму, однако работа на мелочи становится ощутимо хуже. К сожалению, производитель не удосужился снабдить вилку регулировкой объема пружины, а это могло бы помочь, и быть существенным плюсом. В дальнейшем попробую исправить это досадное упущение.

Если говорить про регулировки в целом, про их диапазон, и изменение работы, то, на мой взгляд, они рассчитаны на использование вилки на больших скоростях и преимущественно на спуске. Использование вилки в АМ несколько усложняется, из за того то нет быстрой блокировки.

3. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В данном разделе речь пойдет недоработках в конструкции ManitouMattoc. Многие вещи вызвали у меня вопросы сразу, я их озвучивал в первом обзоре вилки. И как оказалось, вопросы были не на пустом месте. Из за чего, вообще, такое пристальное внимание к недостаткам? Все очень просто, цена определяет требования. Покупая топовую вилку от известного производителя, пользователь в полном праве ожидать, чтобы вилка соответствовала тому, что на нее потрачено. Что простительно в бюджетном сегменте, недопустимо в топовом. Поэтому может показаться, что я рассматриваю с излишним пристрастием и предвзятостью, но цена обязывает соответствовать.
В целом, качество изготовление вилки можно охарактеризовать как очень хорошее. Все детали выполнены очень качественно, с вниманием к мелочам. Однако, во многих местах проявляются «детские болезни», в некоторых случаях настолько явные, что возникают сомнения, а тестировали ли вообще эту вилку, или выбросили на рынок как есть, типа пользователи выявят, а в следующих ревизиях уже устранят все недостатки. Итак, начнем по порядку:
Крепление штока пружины.
Самый спорный момент, это крепление штока воздушной пружины в штанах. Точнее шестигранник под головку на 8мм. С этим креплением возникает две проблемы.
маниту
Первая, нужен ключ на 8мм, при этом внешний его диаметр должен быть в районе 10,5мм. 11мм уже не входит в резьбу, и упирается вершины витков. Ключ получается с настолько тонкой стенкой, что обычные головки даже не удается обточить, так как по ребрам шестигранника там сделаны технологические канавки, металла просто не остается. Лучше всего подходит трубчатый ключ, но и у него, после обточки до 10,5 остается очень тонкая стенка.
Вторая проблема крепления, очень низкий шлиц, всего около 4мм. Так как изготовлено все из алюминия, понятно, что твердость этого места крайне низкая. Ситуация усугубляется тем, что крепление штока имеет уплотняющую резинку, которая прилипает к штанам очень сильно.
Проблема нашла реальное подтверждение в эксплуатации. Была приобретена вторая вилка ManitouMattoc с рук, с заведомым дефектом. Бывший хозяин не смог открутить крепление штока головкой, и попытался сделать это шестигранником на 4, вставив его в ниппель (там тоже есть шлиц) в результате ниппель просто лопнул вдоль, после чего вилку уже невозможно было накачать. Когда я пытался открутить крепление, то сначала у меня лопнул вдоль ключ. Следующий ключ, с боле толстой стенкой, просто срезал грани крепления. В результате пришлось разбирать вилку изнутри, потом вбивать в крепление торкс, и только после этого удалось открутить. Надо отметить, что усилие, которое пришлось приложить, явно превышает приделы разумного. А причиной явилась прилипшая уплотнительная резинка. В любом случае, разобрать этот узел, не повредив, было бы невозможно.

Воздушная пружина
Следующая особенность конструкции, воздушная пружина, которая перекочевала сюда с Dorado, Конструктивно практически полная копия, сохранила в себе и присущие достоинства и недостатки, а именно, очень плавную работу, и потеря хода при интенсивном катании. Величина потери хода может быть разной, но потеря есть. У меня вилка за неделю теряла около 15мм. Если вам нужно вернуть ход назад, то достаточно прикрутить насос, и вытянуть вилку. Когда это нужно делать раз в неделю, то еще не страшно, а вот каждые 2 часа уже крайне неудобно. Данная проблема возникает по двум причинам.
Первая причина, недостаточное качество обработки внутренней поверхности ноги, в результате этого воздух медленно травит во время интенсивной работы из позитивной камеры в негативную. Если сравнивать с вилками RockShox или Fox, то у последних качество обработки намного выше, поверхность значительно более гладкая, и подобных проблем практически не возникает. С чем связанно подобное упущение, кроме желания сэкономить на достаточно трудоемкой операции – не понятно.
Вторая причина — перепускной клапан. Что у Dorado, что у Mattocон травит из позитивной камеры в негативную. Никакие танцы с бубном не помогли устранить эту проблему полностью. Рано или поздно вилка начинает травить снова.
Так же не совсем удачное решение расположить ниппель накачки снизу. Помимо того, что это элементарно неудобно, возникают проблемы с тем, что масло брызгает на ротор, если пытаться стравливать воздух без насоса. И, наконец, встреча ниппеля с камнем, в большинстве случаев, приведет к тому, что вилка полностью потеряет работоспособность, в результате излома ниппеля. В общем, возвращаемся к тому пониманию, что ничего надежнее и удобнее SoloAir еще не придумали.

Направляюще
Следующий вопрос возник относительно направляющих и того, что они сделаны без прорезей для перетока масла. Был ответ, что это новая технология, и каналы сделаны в штанах, по внешнему контору направляющих. Верно, каналы есть, идея хорошая, но почему каналы только у верхних направляющих? Нужны-то они на нижних, так как затруднено прохождение смазки именно через нижние направляющие, вверх. Зачем каналы сверху, при отсутствии их снизу – не ясно. Отсутствие каналов ощутимо сказывается на работе вилки на мелочи. Если вилку не подержать перевернутой, после длительного хранения, первое время она ощутимо залипает, пока масло на поднимется к верхним направляющим и сальникам.

Уплотнение штока демпфера
Извечная проблема RockShox добралась до Manitou, правда с точностью до наоборот. Шток демпфера уплотняется односторонней манжетой, которая удерживает масло от вытекания из демпфера в штаны и с этой задачей она справляется нормально. Однако, в обратную строну манжета не работает, и масло из штанов легко попадает в демпфер. В результате избытка масла в демпфере вилка перестает работать на весь ход, упирается, когда остается еще 30-40мм. Решается эта проблема очень просто, заменой манжеты на резиновое колечко 011-016-30 по ГОСТ 9833-73. И снова тот же вопрос, неужели за время тестирования не возникло подобной проблемы? Не верю. Потому что у пользователей такая проблема возникала неоднократно. Наверно даже у всех. Мелочь, цена резинки 2р, но об этом должны были заботиться инженеры, а не пользователи.

уплотнения
Вот такой вот получился список проблем, которые возникли у меня, и у других пользователей. В данном случае речь идет уже не об умозрительных заключениях, а о том, с какими реальными проблемами сталкивались пользователи в результате эксплуатации.
Конечно, хотелось бы получить комментарии Manitou, но надежды на это мало. Во первых, перевод на английский таких специализированных текстов для меня достаточно сложен, во вторых, как то не особо верится в адекватный ответ.

4. ПЕРЕБОРКА
Сразу хочу сказать, что переборка Mattoc не отличается ничем особым от любой другой вилки. Все отличия сводятся к изготовлению двух специфических ключей, которые понадобятся для разборки и сборки.
Первое что нужно, это трубчатый ключ обточенный до диаметра 10,5мм, чтобы открутить крепление штока от штанов. Второе, это кассетный шлицевой ключ, у которого вырезан сегмент 10-12мм. Обычный ключ не проходит из за фланца на наконечниках штоков.
119fc0
Первое, с чего стоит начать, это снять регулировки. Регулировка отскока снимается предельно просто, всего лишь одним шестигранником, и никаких особенностей не имеет. Регулировки компрессии чуть сложнее. После того как будет откручен шестигранник на 2 в центре регулировок, необходимо аккуратно отверткой подцепить регулировку ВСК (черную) вместе с регулировкой антипробоя. Крутилку антипробоя извлекать не нужно, потому как в ней два мелких шарика, которые отстреливают при извлечении. Да и поставить обратно достаточно сложно.

регулировка
Под Черной крутилкой мы видим гайку на 13, которая удерживает крутилку НСК. Головкой на 13 откручиваем гайку, снимаем регулировку НСК, под ней уже видны шлицы под кассетный ключ. пока что откручивать не нужно.
регулировка
Далее, необходимо снять штаны вилки. Для этого нужен шестигранник на 8 и трубчатый ключ на 8, про который упоминалось выше.
ВАЖНО!!! Наконечники штоков нужно вкрутить в штаны ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ.

маниту маток
Теперь штаны можно снять. И переходить к разборке демпфера и воздушной пружины. Для этого нам понадобится кассетный ключ с вырезанным сегментом.
кассетный ключ
После снятия нижних крышек можно извлечь пружину и демпфер отскока и слить масло. Затем уже открутить топкеп с регулировками.
пружина
демпфер отскока
Демпфер находится в отдельном корпусе, которую так же нужно разобрать, чтоб добраться до уплотнения штока. Для этого необходимо корпус обезжирить, через кусок камеры зажать в тиски. Затем можно открутить нижнюю крышку от внутреннего корпуса, с помощью кассетного ключа.
тиски
Шток демпфера разбирается с помощью шестигранника и рожкового ключа на 8.
рожковый ключ
661e5f

Теперь мы получили доступ к сальнику штока демпфера, про который написано выше. Его необходимо заменить на резиновое кольцо 011-016-30. Кольцо встает достаточно плотно, но не пропускает масло.
После того как все промыто и почищено, собирается все в обратном порядке.
В воздушную пружину, при сборке, необходимо добавить 4-6мл масла 75w-90. 2-3мл в позитивную камеру, и столько же в негативную. Я не рекомендую применять вилочные масла, а тем более густые смазки в воздушной пружине.
В демпфер масло заливается по уровню, как показано на фото ниже. Нужно использовать вилочное масло вязкостью 5w. Вообще никто не запрещает налить 2,5wили 10w, смотря что нужно от вилки, и в какую погоду будет использоваться.
Для версии PROуровень масла 75мм от верхнего края, для версии EXPERT 80мм. В любом случае после сборки нужно проверить, заходит ли шток демпфера полностью в ногу. в конце должно чувствоваться ощутимое сопротивление.
маниту
Перед установкой ног в штаны, в объем между сальником и пыльником можно залить силиконовое масло, это облегчит скольжение ног в сальниках. Смазывать густой смазкой не нужно.
В штаны вилки заливается по 15-20мл моторного масла 5w-30. Вилочному маслу там делать нечего.

5. МОДЕРНИЗАЦИЯ
Настал момент поговорить о том, что можно и нужно изменит в этой вилке, чтоб заставить ее работать на все деньги.
Первое что мне очень хотелось сделать, это избавиться от пружины DoradoAir. Я считаю ее недоработанной, и не совсем удачной. Проблемы которые возникают с пружиной описаны выше. В конечном итоге было принято решение изготовить пружину работающую по принципу SoloAir. Подробно останавливаться на пружине не буду, она неоднократно описывалась в статьях про Boxxerили Fox 40. Выглядит обновленная пружина вот так:
воздушная пружина
В новой пружине был уменьшен объем позитивной и негативной камеры. Кроме того, она накачивается сверху, через топкеп, что несравнимо удобнее. И что еще очень важно, удалось избавится от неудачного наконечника штока. Теперь наконечник откручивается обычным шестигранником на 5.
маниту маток
f32cdd
Следующее изменение позволит использовать в правой ноге больше масла, до 40мл, вместо 15мл в штатном состоянии.
Демпфер у версии PROпомещен в отдельный корпус, и между ногой и корпусом образуется достаточно большой объем. Но этот объем замкнут и никак не используется. Если сделать связь между полостью в ноге и штанами, то хотя бы с одной стороны можно использовать больше масла для смазки ног и направляющих. Это благоприятно сказывается на работу вилки и долговечность покрытия. К сожалению сделать подобную операцию в ноге с пружиной невозможно.

a6383b
84ff4d
42b663

ИТОГИ
Итак, в результате всей проделанной работы я, наконец то, получил от вилки то, на что рассчитывал изначально. С новой воздушной пружиной вилка заработала очень отзывчиво и прогрессивно, действительно стала похожа на Dorado. Пружина сюрпризов не преподносит, работает стабильно и надежно. Демпфер так же не получает лишнюю порцию масло из ноги. Все встало на свои места. Вес увеличился на 30гр. что поделать, производственными мощностями Manitou я не располагаю. Думаю что это не критично. Теперь я полностью доволен вилкой, ее работой и качеством.
Однако меня не перестал мучить вопрос, ЧТО МЕШАЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЮ СДЕЛАТЬ ТАК ЖЕ?

Добавить комментарий

Войти с помощью: